Кобзарь Мелания Николаевна

10 июня 1942 года рано утром, в 6.00 (село Бугас) пришли полицаи с собаками под конвоем, подняли с постели, не сказав ни слова, погнали в район Волноваха Донецкой области пешком (приблизительно 7 км. от Бугаса). Пригнали нас на вокзал, погрузили в товарные вагоны. В вагоны поставили «параши». Этот товарный поезд остановился только в Польше. В течение этого времени не открывали ни разу дверей, не давали ни разу еды. Загнали в баню, проводили дезинфекцию. Не давали поесть, погрузили в пассажирские вагоны на границе Польши с Германией и этим пассажирским поездом привезли в Германию. Здесь выгрузили нас из этого поезда (не знаю где). Затем посадили в автобусы.
В начале июля прибыли в Германию. Уже автобусами нас везли в лагерь «Гольц». Лагерь находился в лесу. Здесь нас разместили. Мы были в нём две недели. Поселили нас в бараках. Было два барака (мужской и женский) по 12 человек и комнате. Кровати были двухъярусные, матрац, подушки были из стружек. Нас завели в столовую, где дали нам брюкву и шпинат – это была еда на весь день. На другой день нам выдали спец. обувь на деревянной подошве (чтобы были слышны шаги при ходьбе). И от этого лагеря нас вели 3 км. до завода. Выйдя из леса, шли по асфальтированной дороге. Вдоль дороги были сады (с одной стороны груши, с другой – яблони). Также были по левую сторону дачные домики, а по правую сторону начинался завод. В течение всего этого времени шли под конвоем с собаками. Около 12 часов, через проходную, ввели в завод. Завели в полуподвальное помещение (на территории завода), которое оказалось столовой, где дали обед. После обеда всех нас развели по цехам. Я попала в военный цех, где изготавливали патроны из маленьких гильз. В цеху было три станка: за одним стояла полячка Яна, за другим – я. В случае поломки ставили за третий станок. Был мастер, которого звали то ли Курт, то ли Генрих. Ему было около шестидесяти лет. На каждых дверях в цеху стояла охрана. При входе и выходе обыскивали, чтобы не выносили ничего из завода. Работали до пяти часов, после чего загоняли всех в баню. Затем тем же путём возвращали под конвоем в лагерь. В лагере «Гольц» пробыли один год и шесть месяцев.
В течение этого времени (один год и шесть месяцев) за любую провинность наказывали. Самое страшное наказание – сажали в карцер без еды.
Через полтора года нас перевели в другой лагерь такого же режима. Этот лагерь этого же завода был в 1,5 км. По пути на работу мы пересекали железную дорогу. Также по пути по правую сторону был лагерь военнопленных. По левую сторону был интернациональный лагерь (французы, поляки, чехословаки). Все лагеря находились в лесу. В лагере было три барака: отдельно украинский, русский (женские) и общий мужской. Этот лагерь назывался «Бенте». В центре находился бункер, комендатура, столовая, лазарет. По периметру лагеря стояли вышки, на вышках охранники. Лагерь окружен колючей проволокой. В этом лагере и на этом заводе я прожила и проработала до 13 марта 1945 года.
14 марта 1945 года в 10.00. в воскресенье американцы бомбили наш лагерь. Все побежали в бункер, а я не успела. Бомбёжка застала меня на дороге. Ранило в голову. Я попала в лазарет. В лазарете я пробыла до 10 апреля 1945 года. Из лагеря «Бенте» всех опять перевели назад в лагерь «Гольц». 14 апреля 1945 года в лагерь «Гольц» приехали американцы. Въехали на танкетках, взяли нас троих девчат, чтобы мы показали дорогу к заводу. Приехали мы на территорию завода. Там были выстроены все мастера и охранники с повязками на рукавах, на которых была свастика. В это время, когда разбомбили «Бенте», большую часть отправили в «Гольц», а меньшую направили на территорию завода в полуподвальное помещение, где и держали с 14 марта по 14 апреля. Охранники и мастера готовили взрыв завода, и если бы американцы опоздали, то завод был бы взорван вместе со всеми. В это время американцы согнали всех мастеров и охранников, погрузили на машины и увезли. После этого нас оставили тут же на заводе до 27 мая 1945 года. Усиленно кормили. 28 мая нас погрузили в пассажирские вагоны, после чего посадили на автобусы и на них мы ехали до самой Эльбы. Там нас выгрузили. Подошли паромы, на которые нас погрузили. На этих паромах нас переправили к нашим войскам, здесь мы пробыли 10 дней. Затем нас посадили в поезд и везли без остановок до самой Варшавы. В Варшаве мы простояли трое суток. Двинулись дальше до Бреста, в Бресте нас высадили и разместили в разбитом здании вокзала. Нас допрашивали военные. И здесь на допросе в Бресте военные отобрали у меня справку о ранении в голову. После этих допросов, которые продолжались трое суток, подогнали пассажирский поезд, выдали продукты и отправили нас на Киев. Домой я прибыла 19 июня 1945 года.