Морозова Анна Макаровна
Родилась в 1938 году, в деревне Куришичи Петриковского района Гомельской области. Воспитывалась в семье крестьян. Отец и мать работали в колхозе, детей было четверо, все маленькие. Мама нас оставляла дома одних, так и росли мы: сестра Нина, 1930 года рождения, брат Коля, 1937 г.р., сестра Лида, 1940 г.р. Вот такие мы были возрастом, когда началась война в 1941 г. Отца сразу призвали в армию, а мама осталась одна с маленькими детьми. Вскоре после этого пришло известие о том, что отец погиб или пропал безвести. Сразу же в июне немцы оккупировали Белоруссию, приехали они и в нашу деревню. Все жители деревни ушли жить в лес. Делали курени, лепили печки, жгли костры, так жили и лето, и зиму. Потом в лес пришли немцы и всех жителей согнали в деревню. Деревня вся была сожжена, осталось несколько домов, где жили оккупанты.
Подъехали большие бортовые машины и стали всех детей, и старших, и младших грузить в эти машины. Привезли нас на ст.Канцевичи, и мы там жили за колючей проволокой, не знаю сколько, но долго. Потом всех детей разделили по возрасту, повесив на шею деревянные бирки с указанием года рождения. Детей, которым было больше десяти лет, грузили в один вагон, а детей, которым было меньше десяти лет – в другой. Так нас с сестрой Ниной разлучили. Она попала в Германию, а я попала в лагерь «Скорбовка». Это лагерь для забора крови для немцев. В марте 1944 г. я попала в лагерь, и в этом же году советские войска освободили нас. Сестра вернулась домой через год. Все мы жили — мама и нас четверо в землянке, было очень тяжело. Потом как семье погибшего нам построили дом — небольшой, но лучше, чем землянка.
Так, в таких условиях мы все выросли и поразъезжались в разные стороны. Я по вербовке попала в Горьковскую область на работу в бригаду по обслуживанию железнодорожных путей. Там я проработала 8 лет. Потом я попала в Украину в г.Никополь. Было это в 1964 г., где я вышла замуж и родила дочь. 34 года проработала в термоизоляции, откуда ушла на пенсию. Там же, на предприятии я получила квартиру, потом обещали дать расширение, но началась перестройка, и все остановилось. Жили мы вшестером в 2-х комнатной квартире, с моим ныне покойным мужем, который был участником ВОВ. Он 1926 года рождения, в начале войны был в партизанах, потом его призвали в действующую армию, и воевал на фронте, был награжден орденами и медалями. Так я прожила свою жизнь, оставшись необразованной, потому что нужно было помочь маме ставить на ноги младших брата и сестру. Старшая сестра трагически погибла в молодые годы.